Морган Скотт Пек
На главную страницу сайта 'НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА"Непроторённая дорога"Непроторенная дорога"

Сайт посвящен книге М. С. Пека
"НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА :
новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития"


Часть II. ЛЮБОВЬ

 

======= Часть 2. ЛЮБОВЬ =======

 

<<<1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮБВИ>>>

 

Предыдущая глава была посвящена дисциплине – средству духовного развития человека.

Теперь мы рассмотрим то, что лежит в основании дисциплины, является ее движущей силой, дает ей энергию. Я считаю, что этой силой является ЛЮБОВЬ.

Я очень хорошо сознаю, что, пытаясь исследовать любовь, мы заигрываем с великой тайной. В полном смысле слова мы собираемся изучать неизучаемое, познавать непостижимое. Любовь слишком огромна и глубока, чтобы ее можно было правильно понять, измерить или установить пределы, пользуясь словами. Я не писал бы этих строк, если бы считал, что попытка не стоит усилий, но в то же время я определенно знаю, что адекватной она не будет.

Одно из свидетельств ее таинственной природы: никто и никогда, насколько мне известно, не мог дать истинно удовлетворительное определение любви.
Поэтому, пытаясь хоть как-то объяснить любовь, ее стали делить на категории: эрос, филиа, агапэ; совершенная и несовершенная любовь и т.п. Я все же попробую дать единое определение любви, хотя, опять-таки, сознаю, что в некотором смысле оно будет неадекватным.

Я определяю любовь следующим образом:

ЛЮБОВЬ - это воля к расширению собственного Я с тем, чтобы питать свое – или чье-то – духовное развитие.

 

Прежде чем перейти к более полной разработке вопроса, хочу дать краткий комментарий к этому определению.

1) Во-первых, можно заметить, что это объяснение телеологическое: поведение определяется через намерение, или цель, которой оно намерено служить; в данном случае целью является духовное развитие. К телеологическим определениям ученые относятся с подозрением; вероятно, и мое определение любви постигнет эта участь. Но я пришел к нему не путем телеологических размышлений. Я пришел к нему через многочисленные наблюдения (в том числе и самонаблюдения) в своей клинической практике. Определение любви в работе психиатра исключительно важно; дело в том, что пациенты обычно представляют себе природу любви весьма путано.

Например, один робкий молодой человек рассказывает мне: "Моя мать так сильно любила меня, что никогда, до самого выпускного класса, не позволяла мне ездить в школу автобусом. Даже взрослым я должен был просить у нее разрешения выйти из дому. Я думаю, она боялась, что со мной что-нибудь случится, и поэтому ежедневно сама отвозила меня на своей машине, а вечером забирала домой, хотя для нее это было очень непросто. Она действительно любила меня".

В процессе лечения болезненной робости этого пациента (как и во многих других подобных случаях) необходимо было разъяснить ему, что:

  • поведение его матери могло быть мотивировано какими-то другими причинами,

  • а то, что кажется любовью, часто вовсе ею не является.

Из подобного клинического опыта у меня накопилось множество примеров того, что является любовью, а также того, что ею только кажется.

Одно из важнейших различий между этими двумя категориями поведения – осознанная или неосознанная цель у любящего (или нелюбящего).

 

2) Во-вторых, нетрудно заметить, в самом своем определении любовь оказывается странным замкнутым кругом: процесс расширения себя – это уже эволюционный процесс, развитие.

Если человек успешно расширяет свои границы, значит, он растет, развивается в новое состояние бытия.

Таким образом,

Деяние любви есть акт саморазвития даже в том случае, когда его целью является развитие для кого-то другого.

То есть, стремясь развивать, мы сами развиваемся.

 

3) В-третьих, это общее определение любви включает любовь к себе наряду с любовью к другим.

Поскольку я – человеческое существо и вы – человеческое существо, то любовь к людям означает любовь к себе и к вам. Посвятить себя духовному развитию человечества означает быть преданным роду, частью которого мы являемся, т. е. быть преданным и собственному, и "их" развитию в одинаковой мере.

Как уже отмечалось:

  • мы не можем любить другого, если не любим себя,

  • точно так же, как не можем научить своих детей самодисциплине, если сами не умеем себя дисциплинировать.

Действительно,

невозможно пожертвовать собственным духовным развитием ради развития кого-то другого.
  • Мы не можем пренебрегать самодисциплиной и в то же время дисциплинировать свою заботу о других,

  • Мы не можем быть источником силы, если не воспитываем собственную силу

Я надеюсь, что в результате нашего изучения природы любви станет понятно, что

любовь к себе и любовь к другим не только идут рука об руку, но в конечном итоге неразделимы и неразличимы.

 

4) В-четвертых,

акт расширения своих пределов требует усилий

Пределы можно расширить только преодолевая, ломая их, и эта ломка невозможна без усилий.

Когда мы любим кого-то, наша любовь становится зримой и реальной только через наше напряжение, когда мы ради этого кого-то совершаем дополнительный шаг или одолеваем лишнюю милю.

Любовь не безмятежна; наоборот, она наполнена действием.

 

5) Наконец, я не случайно употребил слово "ВОЛЯ" в определении. Этим термином я хочу стереть границу между желанием и действием.

Желание не обязательно переходит в действие.

ВОЛЯ это желание достаточно интенсивное, чтобы перейти в действие.

Каждый человек, принадлежащий к нашей культуре, в той или иной степени желает быть любящим, но в реальности у многих это не получается.

Я делаю из этого вывод, что желание любить – это еще не сама любовь.

Любовь есть, когда она действует.

Любовь есть акт воли, то есть совокупность намерения и действия.
Воля означает также выбор.
Мы не обязаны любить – мы сами выбираем: любить.
Не имеет значения, насколько мы уверены, что любим; если в действительности мы не любим, то именно потому, что сами выбрали: не любить. И не любим, несмотря на благие намерения.

С другой стороны, если мы действительно отдали себя делу духовного развития, то только потому, что это наш собственный выбор. Мы сделали выбор: любить.

Как я уже сказал, пациенты, идущие к психотерапевту, неизменно обнаруживают более или менее выраженную путаницу в понимании природы любви. Тайна любви только усиливает эту путаницу.

Не претендуя на раскрытие тайны любви, я все же надеюсь достаточно прояснить этот вопрос в данной книге, чтобы помочь устранить путаницу и ложные представления, от которых страдают не только пациенты, но и все люди, пытающиеся разобраться в собственном опыте.

Мне кажется, что

многих страданий можно было бы избежать, научив людей более точно определять любовь

Это значительно уменьшило бы массу столь распространенных заблуждений.

Поэтому я начинаю исследование природы любви с определения того, что не есть любовь.

 

 

2005 YSV
...
Hosted by uCoz