======= Часть 2. ЛЮБОВЬ =======
<<<1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮБВИ>>>
Предыдущая глава была посвящена дисциплине – средству духовного
развития человека.
Теперь мы рассмотрим то, что лежит в основании дисциплины,
является ее движущей силой, дает ей энергию. Я считаю, что этой силой
является ЛЮБОВЬ.
Я очень хорошо сознаю, что, пытаясь исследовать любовь,
мы заигрываем с великой тайной. В полном смысле слова мы собираемся изучать
неизучаемое, познавать непостижимое. Любовь слишком огромна и глубока, чтобы ее
можно было правильно понять, измерить или установить пределы, пользуясь словами.
Я не писал бы этих строк, если бы считал, что попытка не стоит усилий, но в то
же время я определенно знаю, что адекватной она не будет.
Одно из свидетельств ее таинственной природы: никто и никогда, насколько мне
известно, не мог дать истинно удовлетворительное определение любви.
Поэтому, пытаясь хоть как-то объяснить любовь, ее стали делить на категории: эрос,
филиа, агапэ; совершенная и несовершенная любовь и т.п. Я все же попробую
дать единое определение любви, хотя, опять-таки, сознаю, что в некотором смысле
оно будет неадекватным.
Я определяю любовь следующим образом:
ЛЮБОВЬ - это воля к расширению собственного Я с тем, чтобы питать свое
– или чье-то – духовное развитие. |
Прежде чем перейти к более полной разработке вопроса, хочу дать краткий
комментарий к этому определению.
1) Во-первых, можно заметить, что это объяснение телеологическое:
поведение определяется через намерение, или цель, которой оно намерено служить;
в данном случае целью является духовное развитие. К телеологическим определениям
ученые относятся с подозрением; вероятно, и мое определение любви постигнет эта
участь. Но я пришел к нему не путем телеологических размышлений. Я пришел к нему
через многочисленные наблюдения (в том числе и самонаблюдения) в своей клинической
практике. Определение любви в работе психиатра исключительно важно; дело в том,
что пациенты обычно представляют себе природу любви весьма путано.
Например, один робкий молодой человек рассказывает мне: "Моя мать так
сильно любила меня, что никогда, до самого выпускного класса, не позволяла мне
ездить в школу автобусом. Даже взрослым я должен был просить у нее разрешения
выйти из дому. Я думаю, она боялась, что со мной что-нибудь случится, и поэтому
ежедневно сама отвозила меня на своей машине, а вечером забирала домой, хотя для
нее это было очень непросто. Она действительно любила меня".
В процессе лечения болезненной робости этого пациента (как и во многих других
подобных случаях) необходимо было разъяснить ему, что:
-
поведение его матери могло быть мотивировано какими-то другими
причинами,
-
а то, что кажется любовью, часто вовсе ею не является.
Из подобного клинического опыта у меня накопилось множество примеров того,
что является любовью, а также того, что ею только кажется.
Одно из важнейших различий между этими двумя категориями поведения – осознанная
или неосознанная цель у любящего (или нелюбящего).
2) Во-вторых, нетрудно заметить, в самом своем определении любовь
оказывается странным замкнутым кругом: процесс расширения себя – это уже эволюционный
процесс, развитие.
Если человек успешно расширяет свои границы, значит, он растет, развивается
в новое состояние бытия.
Таким образом,
Деяние любви есть акт саморазвития даже в том случае, когда
его целью является развитие для кого-то другого. |
То есть, стремясь развивать, мы сами развиваемся.
3) В-третьих, это общее определение любви включает любовь
к себе наряду с любовью к другим.
Поскольку я – человеческое существо и вы – человеческое существо, то любовь
к людям означает любовь к себе и к вам. Посвятить себя духовному развитию
человечества означает быть преданным роду, частью которого мы являемся, т. е.
быть преданным и собственному, и "их" развитию в одинаковой мере.
Как уже отмечалось:
-
мы не можем любить другого, если не любим себя,
-
точно так же, как не можем научить своих детей самодисциплине,
если сами не умеем себя дисциплинировать.
Действительно,
невозможно пожертвовать собственным духовным развитием
ради развития кого-то другого. |
-
Мы не можем пренебрегать самодисциплиной и в то же время дисциплинировать
свою заботу о других,
-
Мы не можем быть источником силы, если не воспитываем собственную
силу
Я надеюсь, что в результате нашего изучения природы любви станет понятно,
что
любовь к себе и любовь к другим не только идут рука об руку,
но в конечном итоге неразделимы и неразличимы. |
4) В-четвертых,
акт расширения своих пределов требует усилий
|
Пределы можно расширить только преодолевая, ломая их, и эта ломка невозможна
без усилий.
Когда мы любим кого-то, наша любовь становится зримой и реальной только
через наше напряжение, когда мы ради этого кого-то совершаем дополнительный
шаг или одолеваем лишнюю милю.
Любовь не безмятежна; наоборот, она наполнена действием.
5) Наконец, я не случайно употребил слово "ВОЛЯ"
в определении. Этим термином я хочу стереть границу между желанием и действием.
Желание не обязательно переходит в действие.
ВОЛЯ – это желание достаточно интенсивное, чтобы перейти в действие.
Каждый человек, принадлежащий к нашей культуре, в той или иной степени желает
быть любящим, но в реальности у многих это не получается.
Я делаю из этого вывод, что желание любить – это еще не сама любовь.
Любовь есть, когда она действует.
|
Любовь есть акт воли, то есть совокупность намерения и действия.
Воля означает также выбор.
Мы не обязаны любить – мы сами выбираем: любить.
Не имеет значения, насколько мы уверены, что любим; если в действительности
мы не любим, то именно потому, что сами выбрали: не любить. И не любим, несмотря
на благие намерения.
С другой стороны, если мы действительно отдали себя делу духовного развития,
то только потому, что это наш собственный выбор. Мы сделали выбор: любить.
Как я уже сказал, пациенты, идущие к психотерапевту, неизменно обнаруживают
более или менее выраженную путаницу в понимании природы любви. Тайна любви только
усиливает эту путаницу.
Не претендуя на раскрытие тайны любви, я все же надеюсь достаточно прояснить
этот вопрос в данной книге, чтобы помочь устранить путаницу и ложные представления,
от которых страдают не только пациенты, но и все люди, пытающиеся разобраться
в собственном опыте.
Мне кажется, что
многих страданий можно было бы избежать, научив людей более
точно определять любовь |
Это значительно уменьшило бы массу столь распространенных заблуждений.
Поэтому я начинаю исследование природы любви с определения того, что не
есть любовь.
|