Морган Скотт Пек
На главную страницу сайта 'НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА"Непроторённая дорога"Непроторенная дорога"

Сайт посвящен книге М. С. Пека
"НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА :
новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития"


Часть II. ЛЮБОВЬ

 

<<<8. ЛЮБОВЬ - НЕ ЧУВСТВО>>>

 

Я уже сказал, что любовь – это действие, деятельность.

Здесь мы подходим еще к одному серьезному недоразумению относительно любви, которое следует внимательно рассмотреть.

Любовь – не чувство

Очень многие люди, испытывающие чувство любви и даже действующие под диктовку этого чувства, совершают фактически акты не-любви и разрушения.

С другой стороны, подлинно любящий человек часто предпринимает любовные и конструктивные действия по отношению к лицу, которое ему явно не симпатично, к которому он в этот момент чувствует не любовь, а скорее отвращение.

Чувство любви – это эмоция, сопровождающая переживание катексиса.

Катексис , напомним, – это событие или процесс, в результате которого некий объект становится важным для нас.

В этот объект ("объект любви" или "предмет любви") мы начинаем вкладывать свою энергию, как если бы он стал частью нас самих; эту связь между нами и объектом мы также называем катексисом . Можно говорить о многих катексисах, если у нас одновременно действует много таких связей.

Процесс прекращения подачи энергии в объект любви, в результате чего он теряет для нас свое значение, называется декатексисом.

Заблуждение относительно любви как чувства возникает из-за того, что мы путаем катексис с любовью. Это заблуждение нетрудно понять, поскольку речь идет о подобных процессах; но все же между ними есть четкие различия:

    1) Прежде всего, как уже отмечалось, мы можем переживать катексис по отношению к любому объекту – живому и неживому, одушевленному и неодушевленному. Так, кто-то может испытывать катексис к фондовой бирже или к ювелирному изделию, может чувствовать к ним любовь.

    2) Во-вторых, если мы испытываем катексис к другому человеческому существу, то это вовсе не значит, что нас сколько-нибудь интересует его духовное развитие. Зависимая личность практически всегда боится духовного развития собственного супруга, к которому она питает катексис. Мать, упорно возившая сына в школу и обратно, несомненно испытывает катексис к мальчику: он был важен для нее – он, но не его духовный рост.

    3) В-третьих, интенсивность наших катексисов обычно не имеет ничего общего ни с мудростью, ни с преданностью. Двое людей могут познакомиться в баре, и взаимный катексис окажется столь сильным, что никакие ранее назначенные встречи, данные обещания, даже мир и покой в семье не сравнятся по важности – на некоторое время – с переживанием сексуального наслаждения.

    4) Наконец, наши катексисы бывают зыбкими и мимолетными. Упомянутая пара, испытав сексуальное наслаждение, тут же может обнаружить, что партнер непривлекателен и нежелателен. Декатексис может быть столь же быстрым, как и катексис.

Подлинная любовь, с другой стороны, означает обязательство и действенную мудрость.
Если мы заинтересованы в чьем-то духовном развитии, то понимаем, что:

  • отсутствие обязательства будет, скорее всего, болезненно восприниматься этим человеком, и что

  • обязательство по отношению к нему необходимо прежде всего нам самим, чтобы проявить нашу заинтересованность более эффективно.

По этой же причине

обязательство является краеугольным камнем психотерапии


Почти невозможно достичь заметного духовного роста у пациента, если психотерапевт не сумеет заключить с ним "лечебный союз". Другими словами, прежде чем пациент отважится на серьезные перемены, он должен почувствовать уверенность и силу, а значит, не сомневаться, что врач – его постоянный и надежный союзник.

Для того чтобы союз возник, врач должен демонстрировать пациенту, обычно на протяжении значительного периода, последовательную и ровную заботу, а это возможно только тогда, когда врач способен быть обязательным и преданным. Это не означает, что врач всегда испытывает удовольствие от выслушивания пациента. Обязательство состоит в том, что врач – нравится ему это или нет – выслушивает пациента всегда.

Точно так же, как в семейной жизни:

в здоровой семье, как и в терапевтической работе,
партнеры должны регулярно, повседневно и преднамеренно
уделять друг другу внимание, независимо от того, что они при этом чувствуют.


Как говорилось выше, влюбленность у супружеских пар рано или поздно проходит; и

именно в этот момент, когда инстинкт совокупления завершает свою миссию, появляется возможность настоящей любви

именно тогда, когда супруги не желают больше находиться друг с другом беспрерывно, когда время от времени им хочется побыть врозь, – начинается проверка их любви и выясняется, существует эта любовь или нет.


Это не означает, что партнеры в устойчивых, конструктивных взаимоотношениях – например, в интенсивной психотерапии или в браке – не могут испытывать катексис друг к другу и к своим отношениям; они его и испытывают. Но речь идет о том, что подлинная любовь превосходит катексис.

Если любовь есть, то при этом катексис и любовное чувство могут тоже существовать, но их может и не быть. Конечно, легче – даже радостно – любить с катексисом и с чувством любви. Но:

можно любить и без катексиса и любовного чувства:
как раз осуществлением такой возможности и отличается истинная любовь от простого катексиса.


Ключевым словом для различия является слово "воля".

Я определил любовь как волю к расширению собственного Я для того, чтобы питать духовный рост другого человека или собственный.

Истинная любовь – преимущественно волевая, а не эмоциональная работа.

Человек, который по-настоящему любит, поступает так в силу решения любить.

Этот человек взял на себя обязательство быть любящим, независимо от того, присутствует ли любовное чувство.

Если оно есть, тем лучше; но если его нет, то решимость любить, воля любить все равно остается и действует.

И наоборот, для любящего не только возможно, но и обязательно избегать действий под влиянием любых чувств.

  • Я могу познакомиться с чрезвычайно привлекательной женщиной и испытывать к ней любовное чувство, но, поскольку любовная интрига может разрушить мою семью, я скажу себе вслух или в тишине души: "Похоже, я готов любить вас, но я себе этого не позволю".

  • Подобным же образом я отказываюсь брать нового пациента, более привлекательного и как будто перспективного в смысле лечения, потому что мое время уже посвящено другим пациентам, среди которых есть и менее привлекательные, и более трудные.

Мои чувства любви могут быть неисчерпаемыми, но моя способность быть любящим – ограничена.
Поэтому я должен

выбрать человека, на котором я сосредоточу свою способность любить, на которого я направлю мою волю любить.

Истинная любовь – это не чувство, переполняющее нас; это обязывающее, обдуманное решение.

Эта всеобщая склонность путать любовь с чувством любви позволяет людям всяческими способами обманывать себя.

  • Пьяница-муж, чья семья в настоящую минуту нуждается в его внимании и помощи, сидит в баре и со слезами на глазах говорит бармену: "Я ведь очень люблю свою семью!"

  • Люди, грубейшим образом пренебрегающие собственными детьми, чаще всего считают себя самыми любящими из родителей.

Вполне очевидно, что в этой тенденции смешивать любовь с чувством любви кроется определенная эгоистическая подоплека:

  • Это ведь так легко и красиво – видеть подтверждение любви в собственных чувствах.

  • А искать это подтверждение в собственных действиях – трудно и неприятно.

Но поскольку истинная любовь является актом воли, который часто превосходит эфемерные чувства любви, или катексис, то правильнее всего будет сказать:

Любовь есть постольку, поскольку она действует

 

Любовь и нелюбовь, как добро и зло, – категории объективные, а не чисто субъективные.

 

 

2005 YSV
...
Hosted by uCoz