Действие любви, то есть расширение
собственного Я, как я уже говорил, требует :
Мы перейдем теперь от работы любви к мужеству
любви.
Когда мы расширяем свое Я, то оно, можно сказать, вступает на новую, незнакомую
территорию :
Ощущение перемен, непривычная деятельность, незнакомая страна,
где все не так, – это пугает. Так было всегда, и так всегда будет. Люди по-разному
справляются со своим страхом перемен, но этот страх неизбежен, если они действительно
этих перемен хотят.
Мужество :
- это не отсутствие страха;
- это действие вопреки страху,
- преодоление сопротивления, порождаемого страхом неизвестного, страхом будущего.
|
На некотором этапе духовный рост, а следовательно, и любовь требуют мужества
и неминуемого риска.
Именно риск любви мы теперь и рассмотрим.
Если вы регулярно ходите в церковь, то, наверное, замечали женщину лет сорока-пятидесяти,
которая каждое воскресенье, точно за пять минут до начала службы незаметно проскальзывает
к своему обычному месту на боковой скамейке в самом дальнем углу храма. Как
только служба заканчивается, она бесшумно, но быстро направляется к дверям и исчезает
прежде, чем кто-либо из прихожан выйдет из церкви. Если бы вы пошли с ней рядом
(хотя вряд ли это возможно) и пригласили вместе выпить кофе, который подают после
воскресной службы, то она вежливо поблагодарила бы вас, беспокойно поглядывая
в сторону, и, сославшись на неотложное дело, бросилась бы прочь.
Если бы вы могли последовать за ней, чтобы узнать, что же это за неотложное
дело, то увидели бы, что она возвращается прямиком домой, в свою крохотную квартиру,
где окна всегда зашторены, отпирает дверь и, войдя, тут же снова запирает ее на
ключ и в это воскресенье уже не выходит. Если бы вы могли и дальше наблюдать за
ней, то узнали бы, что она выполняет работу машинистки низкой категории в большом
офисе, где молча получает свою стопку листов рукописи, печатает ее без ошибок
и так же молча возвращает потом выполненную работу. Она съедает свой завтрак за
рабочим столом, и у нее нет друзей. По дороге домой она заходит всегда в один
и тот же безликий супермаркет и покупает там немного продуктов, после чего исчезает
за дверью своей квартиры до начала следующего рабочего дня. В субботу перед вечером
она сама идет в ближайший кинотеатр, где фильмы меняются раз в неделю. У нее есть
телевизор, но нет телефона. Ее почтовый ящик почти всегда пуст. Если бы вам удалось
вступить с ней в разговор и сказать, что ее жизнь кажется такой одинокой, то она
ответила бы, что одиночество ей приятно. А были ли у нее когда-нибудь хотя бы
домашние животные? Да, у нее была собака, которую она очень любила, но собака
погибла восемь лет назад, и теперь никакая другая не сможет заменить ее.
Кто эта женщина? Мы не знаем ее душевных секретов.
Мы знаем только, что :
-
Вся ее жизнь сводится к тому, чтобы избегать всякого риска,
-
и в этом стремлении она не только не расширяет свое Я, но
сузила и уменьшила его почти до не-существования.
-
У нее нет катексиса ни к единому живому существу
А ведь мы говорили, что простой катексис – это не любовь: любовь
превосходит катексис.
Да, это так, но :
Но катексис – это уже неизбежный риск потери или отказа :
-
Если вы устремляетесь к другому человеческому существу,
то всегда есть риск, что это существо устремится прочь, оставляя вас в
еще более мучительном одиночестве, чем раньше.
-
Вы полюбите какое-нибудь живое существо – животное, растение,
– а оно умирает.
-
Вы доверяетесь кому-то – и можете жестоко пострадать.
-
Вы зависите от кого-то – и он может предать вас.
Цена катексиса – боль, страдание:
-
если некто решил не подвергать себя риску страдания, то ему придется
обойтись без многих вещей – не вступать в брак, не заводить детей, лишить себя
амбиций, дружбы, восторгов секса – всего того, что делает жизнь живой, полной
смысла и значения.
-
Двигаться или расти в любом измерении можно только ценой страдания
и радости.
-
Полная жизнь обязательно будет полна страданием.
Но альтернативой может быть только – не жить полной жизнью или не жить
вообще.
-
Сущность жизни есть изменение, карнавал развития
и разложения. Выбирая жизнь и развитие, мы выбираем перемены и неизбежную
смерть.
Вероятной причиной изолированной, ограниченной жизни той женщины было переживание
или ряд переживаний, связанных со смертью; для нее оно оказалось настолько
болезненным, что она предпочла никогда больше не встречаться со смертью, даже
если откупиться придется жизнью. Избегая переживаний смерти, она должна была
избегать заодно развития и перемен.
Я говорил раньше, что
попытка избежать законного страдания
лежит в основе всех эмоциональных болезней
|
Не удивительно, что у большинства пациентов психиатрических клиник (и, вероятно,
у большинства непациентов, поскольку невроз – скорее норма, чем болезнь) возникают
проблемы, независимо от возраста, когда им приходится встречаться с реальностью
смерти лицом к лицу.
Удивительно другое: в психиатрической литературе только-только начинается осмысливание
значимости этого феномена.
Если мы можем жить, зная, что смерть – наш постоянный спутник, следующий за
нашим "левым плечом", тогда, выражаясь словами дона Хуана, она становится
нашим "союзником": он ужасен, но всегда готов дать
нам хороший совет.*
* См. книги Карлоса Кастанеды "Учение дона Хуана",
"Отдельная реальность", "Путешествие в Икстлан", "Сказки
о силе". В некотором высоком смысле это книги о психотерапевтическом процессе.
– Прим. автора.
Имея своим советником смерть – постоянное осознание
пределов времени, отведенного нам на жизнь и любовь, – мы всегда
можем найти наилучшее употребление нашему времени и прожить нашу жизнь наиболее
полно.
Но если мы не хотим открыто взглянуть в лицо ужасному союзнику – смерти за
левым плечом, – то мы лишаем себя ее совета и, видимо, не сможем жить и любить
ясно.
Если мы уклоняемся от смерти, от вечно изменчивой природы вещей, то неминуемо
уклоняемся и от жизни.
|