Верность правде – это третий инструмент дисциплины, третий элемент техники
страдания при решении проблем; этот инструмент должен постоянно находиться в работе,
если мы хотим жить здоровой жизнью и расти духовно. С первого взгляда, это самоочевидно:
ведь правда – это реальность. То, что не истинно, не реально. Чем отчетливее мы
видим реальность мира, тем лучше экипируем себя для деятельности в нем. Чем более
расплывчатой мы видим реальность, чем сильнее затуманен наш мозг ложью, заблуждениями
и иллюзиями, тем меньше наши шансы избрать верный способ действия или найти разумное
решение. Наше видение действительности подобно карте, по которой мы прокладываем
нелегкий жизненный маршрут. Если карта правильна и точна, то мы всегда можем узнать,
где находимся, и, принимая решение куда-то отправиться, всегда можем определить
дорогу к цели. Если же карта неверна или неточна, мы почти наверняка заблудимся.
При всей очевидности этой истины, есть в ней что-то такое, что большинство
людей в той или иной мере предпочитает игнорировать. Игнорировать проще. Наша
дорога к реальности нелегка. Начать с того, что мы не рождаемся с картой; нам
еще предстоит ее разработать, а разработка требует усилий. Чем больше усилий мы
затратим, чтобы понять и принять реальность, тем обширнее и точнее будет наша
карта. Однако многим не хочется совершать этих усилий. Некоторые прекращают их
уже подростками. Их карта мала и примитивна, их взгляды на мир ограниченны и ошибочны.
Большинство людей прекращают свои усилия в зрелом возрасте. Они уверены, что их
карта завершена, а мировоззрение правильно, даже неприкосновенно, словно святыня;
их больше не интересует новая информация. Создается впечатление, что они устали.
И лишь немногие счастливцы способны до последнего вздоха изучать тайну реальности,
неутомимо расширяя, определяя и переопределяя свое понимание мира и того, что
есть истина.
Но самое сложное в разработке карты даже не то, что начинать нужно с нуля.
Величайшая проблема заключается в необходимости постоянно пересматривать карту,
если мы хотим, чтобы она была точной. Ведь и сам мир непрерывно изменяется. Приходят
и исчезают ледники. Возникают и гибнут культуры. Не хватает техники. Слишком много
техники. Более того, непрерывно и драматически быстро меняется та точка наблюдения,
с которой мы видами оцениваем мир. Пока мы дети, мы зависимы и бессильны. Взрослый
человек может быть могучим и властным, но в преклонном возрасте или в болезни
он опять становится слабым и зависимым. В тот период, когда на нашем попечении
находятся дети, мир выглядит иначе, чем когда их нет; зависит он и от того, маленькие
ли это дети или подростки. Когда мы бедны, мир совсем не такой, как у богатых.
Ежедневно на нас сыплется новая информация о том, что такое реальность. Если мы
хотим усваивать эту информацию, то должны беспрерывно пересматривать наши карты,
а иногда, под натиском накопившейся информации, нам приходится производить радикальные
ревизии. Проведение ревизий, особенно крупных, оказывается болезненным, иногда
мучительно болезненным процессом. И здесь лежит главный источник многих недугов
человека.
Что происходит, когда человек длительным и тяжким трудом выстрадал свой взгляд
на мир, составил некую рабочую и, по всей видимости, полезную карту, – и вдруг
он сталкивается с новой информацией, и оказывается, что его карта неверна и должна
быть почти полностью переделана? Для этого потребуются болезненные усилия, пугающие
своей непомерностью. В такой ситуации чаще всего (обычно – не сознавая этого)
мы игнорируем новую информацию. Игнорирование во многих случаях оказывается далеко
не пассивным. Мы можем объявить новую информацию фальшивой, опасной, еретической,
дьявольской. Мы можем учинить против нее крестовый поход и пытаться навязать миру
свое видение реальности. Вместо того чтобы постараться исправить карту, человек
способен совершить попытку разрушить новую реальность. Как это ни печально, но
в конечном итоге такой индивид вкладывает значительно больше энергии в защиту
отживших взглядов на мир, чем могло бы понадобиться для их пересмотра и исправления.