Морган Скотт Пек
На главную страницу сайта 'НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА"Непроторённая дорога"Непроторенная дорога"

Сайт посвящен книге М. С. Пека
"НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА :
новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития"


Часть II. ЛЮБОВЬ

 

<<<17. ТАИНСТВО ЛЮБВИ>>>

 

Обсуждение этого вопроса началось многими страницами раньше, когда я отметил, что любовь – предмет таинственный, и что по сей день эта тайна не раскрыта. Мы здесь ответили на некоторые вопросы; но есть и другие вопросы, на которые ответить не так просто.

Одна группа таких вопросов, можно сказать, логически вытекает из рассмотренного выше материала.

Мы выяснили, например, что самодисциплина развивается на фундаменте любви.
Но :
-
остается неясным, откуда приходит сама любовь.
- А если уж мы задаем такой вопрос, то должны спросить также, каковы источники отсутствия любви.

Далее мы предположили, что :

  • отсутствие любви является главной причиной душевных заболеваний, и что, следовательно,

  • наличие любви есть существенный лечебный элемент психотерапии.

 

Если так, то :

  • почему отдельные люди, рожденные и воспитанные в атмосфере нелюбви, постоянного пренебрежения и жестокости, как-то умудряются преодолеть травмы тяжелого детства, иногда даже без помощи психотерапии, и стать взрослыми, здоровыми, а в исключительных случаях – святыми людьми?

  • И наоборот, почему некоторые пациенты, состояние которых, казалось бы, не такое уж безнадежное, не поддаются психиатрическому лечению даже у самых умных и любящих врачей?

Я попробую ответить на эти вопросы в последней главе книгио благодати.
Мои ответы никого не удовлетворят полностью, включая и меня самого; все же я надеюсь внести в проблему немного ясности.


Есть еще одна группа вопросов, относящихся к этой проблеме, но опущенных или замаскированных при обсуждении любви :

  • Когда любимое существо впервые предстает передо мною обнаженным, совершенно открытым моему взору, меня всего охватывает единое чувство – благоговение. Почему?

  • Если половое чувство не более чем инстинкт, то почему это не просто сексуальное возбуждение, не просто "голод"? Такой простой голод вполне обеспечил бы продолжение человеческого рода.
    - Зачем благоговение?
    - Зачем секс осложняется этим почтением?

    - И, в связи с этим, чем определяется красота?

 

Я уже говорил, что объектом подлинной любви должен быть человек, личность, ибо только личность обладает душой, способной развиваться.

  • Но что сказать о тончайших изделиях из дерева? О лучших скульптурах средневековых мадонн? О бронзовом изваянии древнегреческого возничего в Дельфах? Неужели создатели этих неодушевленных фигур не любили их?

  • И не связана ли каким-то образом эта красота именно с любовью создателей?

  • И почему, переживая красоту или радость, мы так часто испытываем странную, парадоксальную реакцию – чувство печали, слезы?

  • Как происходит, что некоторые такты музыки или песни так потрясают нас?

  • Почему становятся влажными мои глаза, когда мой шестилетний сын, еще неокрепший в первый вечер после больницы, где ему удалили гланды, неожиданно подходит ко мне – а я лежу, усталый, вытянувшись прямо на полу, – и легонько растирает мне спину?

 

Совершенно очевидно, что существуют такие измерения любви, которые невозможно обсуждать и чрезвычайно трудно понять.
Я не думаю, что на эти вопросы (и многие другие) существуют ответы в рамках социобиологии.
Небольшую помощь может оказать обычная психология с ее концепцией границ эго – но именно небольшую.

Больше всего о таких вещах знают те религиозные люди, которые являются учениками Тайны.*

* Аллюзия на мистицизм и мистиков: англ. mystery (тайна) и mystic (мистический) – слова одного корня. – Прим. перев.


Именно к ним и к предмету религии мы должны теперь обратиться, если хотим получить хотя бы проблеск представления об этих вещах.

 


Остальная часть книги посвящена некоторым аспектам религии :

  • В следующей главе очень сжато обсуждается связь между религией и процессом развития.

  • Последняя глава сосредоточена на феномене благодати и ее роли в указанном процессе.


Понятие благодати известно в религии уже тысячи лет, но оно чуждо науке, включая психологию.
Я уверен, однако, что понимание феномена благодати необходимо для полного понимания процессов развития человеческого существа.


Поэтому последующий текст, я надеюсь, послужит вкладом в столь медленно развивающуюся взаимосвязь между религией и психологической наукой.

 

(конец Части II. ЛЮБОВЬ)

 

 

2005 YSV
...
Hosted by uCoz