<<<2.
ОТСРОЧКА УДОВОЛЬСТВИЯ>>>
Недавно тридцатилетняя женщина-экономист пожаловалась мне, что вот уже несколько
месяцев замечает за собой отвращение к работе, склонность откладывать задания
"на потом". Мы проанализировали ее отношение к работодателям, к
власти вообще и к родителям в частности. Мы изучили ее представления о работе
и успехе и то, как эти представления связаны с ее замужеством, сексуальной жизнью,
с ее желанием соревноваться с мужем и боязнью такого соревнования. Словом, провели
стандартный курс кропотливой психоаналитической работы, но, несмотря на это, она
продолжала точно так же тянуть и откладывать работу, как и раньше. В конце концов,
однажды мы решились взглянуть правде в глаза.
– Вы любите сладкие булочки? – спросил я ее. Она кивнула
утвердительно.
– А какую часть вы любите больше, мякиш или глазурованную
корочку?
– О, конечно корочку!
– И как же вы едите булку? – продолжал я допытываться,
чувствуя себя самым бестолковым психиатром в мире.
– Сначала я съедаю корочку... – отвечала она.
От ее гурманских привычек мы перешли к привычкам служебным, и,
конечно, выяснилось, что рабочий день она распределяет так, чтобы самую приятную
часть работы сделать в первый час, а остальные шесть часов волынить с неприятной
частью.
Я предположил, что если бы она нашла в себе силы сделать самую
неприятную работу в первый час, то остальные шесть часов оказались бы приятными.
И разве один неприятный час, за которым следует шесть приятных,
не лучше, чем один приятный и шесть мучительных? Она согласилась со мной, а поскольку
на самом деле была волевой женщиной, то вскоре совершенно перестала отлынивать
от работы.
ОТСРОЧКА УДОВОЛЬСТВИЯ - это такое расписание
для неприятностей и удовольствий, когда мы усиливаем удовольствие за счет того,
что сначала принимаем неприятности и расправляемся с ними. |
И это – единственный достойный образ жизни.
Этот инструмент – или процесс – хорошо известен детям; некоторые
овладевают им уже в пятилетнем возрасте.
Например, пятилетний хитрец может предлагать ровеснику
первым сыграть в некую приятную игру, чтобы оттянуть свое собственное удовольствие.
В шестилетнем возрасте он уже начинает булочку с мякиша, оставляя
глазурь на закуску. В младших классах школы дети ежедневно упражняют
свое умение откладывать удовольствие; особенно это видно на примере домашних заданий.
Некоторые двенадцатилетние дети уже вполне способны без родительских
напоминаний сесть за уроки и выполнить их до начала телевизионной передачи. У
подростка пятнадцати-шестнадцати лет такое поведение должно быть
нормой.
Воспитатели, однако, хорошо знают, что значительное число
подростков далеки от этой нормы. У большинства 15 – 16-летних подростков способность
откладывать удовольствие вполне развита, но есть и такие, у кого она ограничена,
а у некоторых, похоже, отсутствует совершенно. Это – трудные подростки. Несмотря
на средний или даже высокий уровень интеллекта, они учатся плохо просто потому,
что не работают. Они пропускают уроки или вообще при первой же возможности не
идут в школу. Они импульсивны, и эта импульсивность никогда не покидает их. Они
часто дерутся, втягиваются в компании с наркотиками, становятся объектом внимания
полиции.
Их девиз – играем сейчас, заплатим потом.
Наконец приходит очередь обратиться к психологам и психиатрам;
обычно бывает уже слишком поздно. Эти подростки с негодованием встречают всякую
попытку вмешательства в их импульсивный образ жизни, и даже если врачу удается
преодолеть сопротивление своим дружелюбием, теплотой и неосуждающим участием,
то все та же закоренелая импульсивность исключает сколько-нибудь серьезное участие
таких подростков в курсе психотерапии. Они пропускают приемы у врача. Они уклоняются
от всяких неприятных или серьезных разговоров. Словом, попытки вмешательства обычно
оказываются безуспешными; эти дети в конце концов бросают школу – лишь для того,
чтобы продолжить свободное падение, которое чаще всего заканчивается безобразным
браком, несчастным случаем, психиатрической лечебницей или тюрьмой.
Почему? Почему большинство людей могут научиться откладывать
удовольствие, а меньшинство, не такое уж незаметное, терпит неудачу, часто непоправимую?
Точного ответа на этот вопрос нет. Значение генетических факторов неясно. Слишком
трудно учесть и проконтролировать все составляющие, чтобы можно было сделать научные
выводы.Однако большинство результатов исследований указывают достаточно явно,
что главную роль играет семейная история
|