Надеюсь, читатель уже убедился в том, что поддержание дисциплины
– задача не только настоятельная, но и сложная; она требует гибкости и рассудительности.
-
Смелый человек должен постоянно принуждать себя к полной
честности, но в то же время обладать способностью утаивать правду, когда
это нужно.
-
Чтобы быть свободными людьми, мы должны принимать на себя
всю положенную нам ответственность, но уметь отказываться от излишней,
в действительности не нашей ответственности.
-
Чтобы жить организованно, продуктивно, мудро, мы должны ежедневно
откладывать удовольствие и заглядывать в будущее; но жизнь наша будет радостной
только в том случае, если мы способны, ничего не разрушая, жить настоящим и
действовать спонтанно.
Другими словами, дисциплина сама должна быть дисциплинированной.
Тот тип дисциплины, который требуется для дисциплинирования
дисциплины, я называю УРАВНОВЕШИВАНИЕМ. |
Это четвертый и последний инструмент из тех, что я обсуждаю в
этой главе.
Уравновешивание – это дисциплина, которая дает нам гибкость.
Успешная жизнь и деятельность во всех сферах требует исключительной гибкости.
Ограничусь лишь одним примером: что такое гнев
и каковы его проявления? Гнев – это эмоция, выработанная у нас (а также и
у менее развитых существ) на протяжении миллионов лет эволюции и служащая выживанию.
Мы испытываем гнев всякий раз, когда замечаем, как другое существо вторгается
на нашу географическую или психологическую территорию или каким-либо иным способом
пытается нас притеснять. Гнев побуждает нас сражаться с этим существом. Не будь
у нас гнева, мы постоянно отступали бы, пока не потеряли бы все свои ресурсы и
не были истреблены. Только при наличии гнева мы можем выжить.
И все же, в большинстве случаев, когда нам кажется, что кто-то
пытается посягать на нас, по прошествии некоторого времени и более внимательном
изучении инцидента оказывается, что он вовсе не имел такого намерения. Но даже
в том случае, когда выясняется, что посягательство имеет место, из тех или иных
соображений мы можем прийти к выводу, что не в наших интересах отвечать на него
гневом. То есть необходимо, чтобы высшие центры нашего мозга (суждение) были способны
управлять низшими (эмоциями). Для того чтобы успешно функционировать в нашем сложном
мире, мы должны уметь не только выражать свой гнев, но также и не выражать его.
Более того, мы должны уметь выражать его различными способами. Бывают случаи,
когда его необходимо выражать только по зрелом размышлении и самооценке. В иных
ситуациях более эффективным будет немедленное и спонтанное проявление. Иногда
лучше всего выразить его спокойно и холодно, иногда – шумно и страстно. Таким
образом, нам необходимо уметь не только управлять своим гневом в различных обстоятельствах,
но и выбирать наилучший момент и соответствующий ему стиль для выражения гнева.
Для того чтобы управлять гневом умело и адекватно ситуации, требуется сложная
и гибкая система реагирования. Неудивительно поэтому, что научиться владеть собой
в гневе – очень непростая задача, и мало кто справляется с ней в начале зрелости,
и даже в среднем возрасте, а многие – никогда.
В большей или меньшей степени все люди страдают от неадекватности своих
систем реагирования. Значительная часть работы психотерапевта заключается
в том, чтобы сделать – или помочь сделать – систему реакций пациента более гибкой.
Обычно чем сильнее подавлен пациент тревогой, чувством вины или неуверенности,
тем тяжелее и бесполезнее эта работа. Например, я работал с энергичной тридцатидвухлетней
шизофреничкой, для которой оказалось настоящим открытием, что некоторых мужчин
нельзя пускать на порог, других можно пускать в гостиную, но не в спальню, а отдельных
можно допускать и в спальню. До этого ее система реагирования работала таким образом,
что, либо она всех пускала к себе в спальню, либо, когда эту систему "заклинивало",
никого не пускала даже во двор. В результате она периодически перескакивала из
разрушительного промискуитета в жестокую изоляцию и обратно.
С этой же женщиной нам пришлось провести несколько сеансов по
поводу открыток. Она считала себя обязанной отвечать длинными, изысканными, грамматически
и стилистически безукоризненными письмами на каждый подарок и каждое приглашение.
Конечно, такая ноша была для нее непосильной, а в результате она либо вообще не
отвечала, либо отказывалась от всех подряд подарков и приглашений. И опять она
была изумлена, когда узнала, что на некоторые подарки и приглашения вообще не
нужно отвечать, а в тех случаях, когда это необходимо, чаще всего достаточно послать
открытку с несколькими словами благодарности.
Крепкое душевное здоровье требует, таким образом, неисчерпаемой
способности все время улавливать и, теряя, тут же улавливать снова тонкое равновесие
между нуждами, целями, обязанностями, ответственностями, намерениями и т.п. |
В основе дисциплины уравновешивания лежит умение отказываться.
Я вспоминаю, как впервые получил урок этого умения.
Мне шел девятый год, я только что научился ездить на велосипеде и радостно изучал
пределы нового счастья. Было летнее утро. В миле от нашего дома дорога круто спускалась
вниз и так же круто поворачивала в конце спуска. Стремительное ускорение привело
меня в совершенный восторг, нажать на тормоза казалось нелепостью, я решил, что
сумею и скорость сохранить, и поворот выполнить. Восторг закончился через несколько
секунд, когда я пролетел десяток футов по горизонтали и приземлился за оградой
в колючих зарослях. Я был исцарапан, весь в крови, а переднее колесо велосипеда
превратилось в лепешку. Я не удержал равновесия.
Уравновешивание – это дисциплина, потому что отказываться
от чего-либо бывает неприятно.
В данном случае я не хотел неприятности, не хотел отказываться
от восторга скорости ради удержания равновесия на повороте. Я узнал, однако, что
потеря равновесия в дальнейшем оказывается намного болезненнее, чем отказ от удовольствия
ради сохранения равновесия. Потом, на протяжении всей жизни, я неисчислимое количество
раз снова и снова вынужден был повторять этот урок. Все мы его повторяем, потому
что, пытаясь справиться со всеми поворотами и углами нашей жизни, мы постоянно
должны отказываться от каких-то частиц самих себя. Единственная альтернатива этим
отказам – не ездить вовсе.
Как ни странно, но большинство людей избирают именно эту альтернативу
– не продолжать путешествие своей жизни, остановиться где-нибудь недалеко – только
ради того, чтобы не терять самих себя, не испытывать боли отречения. Если вам
это не кажется странным, то лишь потому, что вы не понимаете глубины связанной
с этим боли.
В большинстве случаев отречение – самое болезненное из всех
человеческих переживаний.
До сих пор я говорил о незначительных отречениях – об отречении
от скорости, от удовольствия дать волю гневу, говорил о безопасности сдержанного
гнева, об удобстве почтовых открыток с двумя словами благодарности. Но я должен
сказать и об отречении от личных особенностей – давно устоявшихся привычек
поведения, идеологии, даже от образа жизни в целом. Необходимость таких больших
отречений возникает в том случае, если человек отваживается на далекое жизненное
путешествие.
Недавно я решил провести немного свободного времени вечером
с моей четырнадцатилетней дочерью, полагая, что это укрепит наши отношения,
сделает нас счастливее. Уже несколько недель она упрашивала меня сыграть с ней
в шахматы, и вот теперь я предложил ей партию. Она охотно согласилась, и мы засели
за игру. Сражение шло на равных и отличалось обоюдным упорством. Однако утром
ей предстояло идти в школу, и в девятом часу она попросила меня ходить быстрее,
потому что ей пора было ложиться спать. Я знал, что ей подниматься в шесть часов
утра, знал о ее жесткой дисциплине в отношении распорядка дня, но мне подумалось,
что иногда неплохо отступить от жестких привычек. Я сказал ей:
– Послушай, что тебе стоит один раз лечь чуть позже? Стоило ли
начинать игру, если не можешь ее закончить? Нам с тобой так хорошо, давай доиграем.
Мы продолжали игру, но ей уже было явно не по себе. Минут через
пятнадцать она взмолилась:
– Папа, ну пожалуйста, ходи быстрее!
– Бог мой, да что же это такое, – заворчал я. – Шахматы игра
серьезная. Если хочешь хорошо играть, то спешка здесь ни к чему. Если же ты не
собираешься играть серьезно, то зачем тогда вообще играть?
Так мы играли еще минут десять, и она чувствовала себя ужасно.
Затем внезапно она разрыдалась, вскочила и побежала к себе наверх, крикнув сквозь
слезы, что сдает эту дурацкую партию.
Я сразу почувствовал себя девятилетним мальчишкой, лежащим среди
колючих зарослей у дороги рядом с искалеченным велосипедом. Было очевидно, что
я совершил ошибку. Было очевидно, что я не справился с поворотом. Я начинал вечер
с намерением провести с дочерью счастливые часы. Девяносто минут спустя она горько
рыдала и была так зла на меня, что не могла даже говорить. Что же случилось? Ответ
очевиден. Но я не желал ответа; я мучился еще два часа, осознавая тот факт, что
я испортил вечер, позволив своей жажде выигрыша стать более важной, чем хорошие
отношения с дочерью. Я был глубоко подавлен. Как же я мог до такой степени потерять
равновесие? Очень медленно до меня стало доходить, что мое желание выиграть было
чрезмерным; мне нужно было хотя бы частично от этого желания отказаться. Но даже
маленькая уступка мне казалась немыслимой. Как! Всю жизнь жажда победы служила
мне верой и правдой, я много раз побеждал и выигрывал; и вообще, как это можно
играть в шахматы и не желать выигрыша! Никогда я не чувствовал себя хорошо, если
делал что-либо без увлечения. Как это можно всерьез играть в шахматы – и без увлечения?
И все же мне необходимо было измениться; я понял, что моя увлеченность, бойцовские
качества и серьезность составляли некий стереотип поведения, который работал и
будет и дальше работать на отчуждение моих детей от меня, и если я не сумею как-то
изменить его, то будут и дальше повторяться горькие обиды и слезы, которых могло
бы и не быть. Я не видел выхода.
Сегодня моя депрессия уже преодолена.
Я отказался от некоторой части своего желания выигрывать в играх.
Эта часть меня больше не существует, она умерла. Она должна была умереть. Я убил
ее. Я убил ее сильным желанием родительской победы. Когда я был ребенком, мое
желание побеждать служило мне безупречно.
Когда я стал отцом, то увидел, что оно мне мешает. Значит, ему пришло время
исчезнуть.
Время изменилось, и если я хочу идти с ним в ногу, то должен суметь
отречься от выигрышей.
Я думал, что буду сожалеть об этом. Оказалось – не сожалею.
|