<<<3.
МИФ О РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ>>>
Для того чтобы столь эффективно заманить нас к брачному союзу,
состояние влюбленности должно включать в себя как характерную черту - иллюзию
того, что оно будет длиться вечно.
В нашей культуре эту иллюзию поддерживает общепринятый миф
о романтической любви, ведущий свое происхождение от любимых сказок детства,
в которых принц и принцесса соединяют руки и сердца и живут счастливо всю оставшуюся
жизнь.
В сущности, миф о романтической любви убеждает нас в том, что
для каждого молодого человека в мире существует где-то молодая женщина, "предназначенная
ему", и наоборот.
Более того, миф утверждает, что существует только один
мужчина, предназначенный каждой отдельной женщине, как и каждому мужчине соответствует
его единственная женщина, и все это предопределено "свыше". Если
встречаются двое предназначенных друг другу, то это видно сразу: они влюбляются
друг в друга. И вот мы встречаем того, кто уготован нам небом, и, поскольку наш
союз совершенен, удовлетворяем все взаимные потребности постоянно и до конца дней,
а поэтому живем счастливо, в полном согласии и гармонии. Если же случится так,
что мы друг друга перестанем удовлетворять, возникнут трения и мы разлюбим друг
друга, – что ж, произошла, очевидно, ужасная ошибка, мы неправильно прочитали
указания небес, мы не являемся совершенной парой, а то, что мы приняли за любовь,
не было настоящей любовью, и ничего тут не поделаешь, остается влачить несчастливую
жизнь до конца. Или развестись.
Если обычно я признаю, что великие мифы велики именно потому, что представляют
и олицетворяют собой великие универсальные истины (несколько таких мифов я рассмотрю
в этой книге), то миф о романтической любви я считаю чудовищной ложью.
Может быть, эта ложь и необходима, поскольку обеспечивает выживание человеческого
рода, поощряя и одобряя состояние влюбленности, которое заманивает нас к браку.
Но сердце психиатра едва ли не ежедневно сжимается от боли при виде мучительных
заблуждений и страданий, порождаемых этим мифом.
Миллионы людей тратят массу энергии, отчаянно и безнадежно пытаясь согласовать
реальность своей жизни с нереальностью мифа.
Замужняя женщина А. нелепо обвиняет себя в том, что ее муж ни в чем
не виноват: "Когда мы поженились, я на самом деле не любила его. Я только
делала вид. Получается, что я его обманула, и теперь мне нельзя жаловаться, я
должна позволять ему все, что он пожелает".
Господин Б. жалуется: "Я сожалею, что не женился на мисс В., мы
были бы хорошей парой. Но я тогда не был безумно влюблен в нее и поэтому решил,
что она мне не подходит".
Госпожа Г. уже два года замужем и вдруг впадает в сильнейшую депрессию
без видимой причины. Приступая к психиатрическому лечению, она заявляет: "Я
не понимаю, в чем дело. У меня есть все, что мне нужно, в том числе идеальное
замужество". И лишь несколько месяцев спустя она признает тот факт, что разлюбила
мужа; но ведь для нее это не означает, что она совершила страшную ошибку.
Господин Д., также два года женатый, начал страдать по вечерам сильными
головными болями, но не считает их психосоматическими: "У меня дома все в
порядке. Я так же крепко люблю жену, как и в день свадьбы; она именно то, о чем
я всегда мечтал". Но головные боли не оставляют его, и только через год он
признает: "Она меня с ума сводит своими покупками. Ей постоянно что-то хочется
купить; ей дела нет до того, как мне эти деньги достаются". И только после
этого он сумел ограничить ее царские замашки.
Супруги Е. взаимно признаются, что разлюбили друг друга. А после этого
начинают унижать и изводить друг друга открытой неверностью – якобы в поисках
единственной, истинной любви, не понимая, что само их признание могло бы стать
не концом, а началом работы по созданию настоящего союза.
Но даже в тех случаях, когда супруги сознают и признают, что медовый месяц
миновал и что они уже не влюблены так романтически, но еще способны пожертвовать
собой и хранить взаимную верность, – даже тогда они цепляются за миф и стараются
согласовать с ним свою жизнь. Они рассуждают так: "Даже если мы и
разлюбили друг друга, но будем чисто сознательно действовать так, будто все еще
влюблены, то, быть может, к нам снова вернется прежняя любовь".
Такие пары очень дорожат своим согласием.
Когда они участвуют в сеансах групповой терапии для супружеских пар (в этой форме
моя жена и я, а также близкие нам коллеги оказываем самую серьезную консультативную
помощь супружеским парам), то сидят вместе, отвечают друг за друга, выгораживают
друг друга и по отношению к группе держат единый фронт, полагая, что такое единство
является признаком относительного здоровья их семьи и предпосылкой дальнейшего
улучшения отношений.
Рано или поздно (обычно рано) нам приходится говорить большинству пар, что:
-
они "слишком сильно женаты", слишком
тесно объединены,
-
они должны установить некое психологическое расстояние между собой,
прежде чем смогут начать эффективную работу над своими проблемами.
Иногда бывает просто необходимо механически разделять их, заставляя садиться
подальше друг от друга в групповом круге. Их всегда приходится просить воздержаться
от выступлений вместо или в защиту друг друга. Снова и снова мы напоминаем им:
-
"Пусть Мери сама скажет, Джон"
-
или "Мери, Джон сам себя может защитить, он достаточно
силен".
В конце концов все пары, если они не отказываются от психотерапии, усваивают,
что
искреннее приятие индивидуальности
и отдельности – как супруга, так и собственной – является единственным
основанием, на котором можно строить зрелый брак и развивать реальную любовь.*
|
* Те, кто читал книгу О'Нейлов "Открытый брак", знают, что в
этом как раз и заключается главный принцип открытого брака
и его противоположность закрытому. О'Нейлы были удивительно деликатны и сдержанны
в своей пропаганде открытого брака.
Мой опыт работы с супружескими парами привел меня к твердому
убеждению, что такой брак является единственной формой зрелого, здорового союза,
не таящего в себе серьезных угроз духовному развитию и здоровью партнеров.
|