Высказывая утверждение, что влюбленность – это некая иллюзия и
никоим образом не истинная любовь, я оставляю за собой право посмотреть на предмет
с противоположной точки зрения и заметить, что на самом деле
влюбленность очень близка к истинной любви.
|
Действительно, влюбленность так часто и серьезно принимают
за любовь именно потому, что в этом есть доля правды.
Переживание истинной любви связано с границами эго,
поскольку предполагает расширение пределов любящего существа, то есть границ его
эго. Когда мы расширяем наши границы через любовь, мы, образно говоря, тянемся
к любимому, желая помочь его росту.
Осуществить это желание мы можем лишь после того, как любимый предмет станет
любимым; другими словами, мы должны быть привлечены внешним по отношению
к нам объектом, должны посвятить ему себя, вложить в него свои усилия – выйти
за пределы собственного Я.
Этот процесс привлечения, посвящения и вложения сил психиатры называют "КАТЕКСИСОМ",
или концентрацией на объекте.
Но когда мы концентрируемся на объекте, находящемся вне нас, то одновременно мы
психологически внедряем в себя соответствующее "представительство" этого
объекта.
Рассмотрим, например, человека, который занимается садоводством как хобби.
Это хобби удовлетворяет и поглощает его. Он любит сад. Сад для него означает очень
много. Этот человек находится в состоянии катексиса, он сконцентрирован на
своем саде:
-
Он находит его привлекательным, вкладывает в него самого себя,
он предан саду настолько, что вскакивает с постели на рассвете даже в воскресенье
и бежит туда;
-
Он отказывается от путешествия, не в силах расстаться с
садом;
-
Ради сада он может даже пренебрегать женой.
-
Охваченный катексисом, стремясь создать самые лучшие условия жизни
для своих цветов и кустов, он изучает массу различных вещей. Ему необходимо
знать как можно больше о садоводстве – о грунтах, удобрениях, об укоренении и
обрезке деревьев. И он знает свой сад – его историю, виды цветов и деревьев,
произрастающих в нем, его планировку, его проблемы и даже его будущее.
Несмотря на то что сад существует вне своего хозяина, благодаря
катексису он существует также и внутри него.
Знание сада и его значимость составили часть этого человека, часть его личности,
биографии, разума.
Любовь к саду и концентрация на нем приводят к тому, что сад самым настоящим
образом внедряется в человека, расширяя его личность, расширяя
границы его эго.
Идут годы, наполненные любовью, мы расширяем свои пределы, стремясь охватить
объект нашей концентрации.
Что же происходит в результате?
Происходит то, что:
-
Постепенно, но неуклонно мы обогащаем, расширяем себя, внедряем
в себя внешний мир, границы нашего эго становятся все шире, они растягиваются
– и утоньшаются.
-
Чем дольше и дальше мы расширяем себя, чем больше мы любим, тем
слабее становится различие между Я и миром. Мы отождествляемся с миром.
-
И, по мере того как границы нашего эго становятся тоньше и расплывчатее,
мы все больше испытываем то самое чувство восторга, которое открылось нам в
состоянии влюбленности, когда эти границы частично разрушились. Только вместо
временного и нереального слияния с единственным любимым объектом мы сливаемся
реально и устойчиво с огромной частью мира.
Так может установиться мистический союз со всем миром.
Чувство восторга и благодати, связанное с этим союзом, может быть более мягким
и не столь драматическим, как в период влюбленности; зато оно несравненно более
устойчиво и длительно, а в конечном итоге приносит более глубокое удовлетворение.
Между этими переживаниями такая же разница, как между горной вершиной и
"высокогорным плато", о чем писал Абрахам Маслоу.*
* A. Maslow, Religions, Values, and Peak-Experiences (New-York:
Viking, 1970), предисловие.
Очевидно – и обычно бесспорно, – что
Cексуальная активность и любовь,
хотя и встречаются одновременно,
чаще всего никак не связаны между собой;
в сущности, эти явления совершенно различны. |
Сам по себе половой акт не является актом любви.
Тем не менее переживание сексуальных сношений и, в частности, оргазма (даже
при мастурбации) также связано с большим или меньшим разрушением границ эго и
сопутствующим этому восторгом.
Благодаря этому расширению границ, мы можем, обращаясь к проститутке в момент
наслаждения, воскликнуть "Я люблю тебя!" или "Боже мой!",
но несколько секунд спустя, когда границы встанут на место и двери нашего Я захлопнутся,
у нас не останется к ней ни страсти, ни интереса.
Это не означает, что экстаз оргастического переживания не может быть возвышен,
разделен с любимым человеком.
Но даже без партнера – возлюбленного или иного – границы
эго во время оргазма могут полностью разрушиться, и тогда на секунду
мы совершенно забываем о себе, теряем ощущение себя, теряемся в пространстве и
времени; мы вне себя, нас куда-то уносит неведомая сила. Но только на секунду.
Описывая длительное "единство со Вселенной", характерное для настоящей
любви и отличное от мимолетного единства при оргазме, я употребил выражение "мистический
союз".
Мистицизм по сути своей есть вера в то, что реальность
– единство.
Наиболее последовательные мистики считают, что наше обычное восприятие Вселенной
как вместилища многих отдельных объектов – звезд, планет, деревьев, птиц, домов
и нас самих, разделенных между собой границами, – это ложное восприятие, иллюзия.
Этот иллюзорный мир, ошибочно принимаемый многими из нас за реальный, индуисты
и буддисты называют словом "майя".
Подобно многим другим мистикам, они твердо убеждены, что истинная реальность
может быть познана только через опыт единства, когда отбрасываются границы эго.
Невозможно по-настоящему увидеть единство Вселенной, если вы все еще воспринимаете
себя как самостоятельный объект, отдельный и отличимый от остальной части Вселенной
благодаря размерам, форме или любым иным особенностям. Поэтому индуисты и буддисты
часто утверждают, что до тех пор, пока не определятся границы эго, ребенок действительно
обладает знанием, а взрослые им не обладают. Существует даже учение, что Путь
к просветлению, или знанию единства реальности, требует от нас регресса, возвращения
в состояние ребенка.
Для некоторых молодых людей и подростков эта соблазнительная доктрина представляет
настоящую опасность; не будучи готовыми принять на себя обязанности взрослых людей,
пугаясь непосильной ответственности, эти юноши говорят себе: "Я не обязан
выдерживать все это. Не буду я стараться стать взрослым, а от всех их взрослых
требований уйду в святость". Однако этот путь ведет не в святость, а в шизофрению.
Большинство мистиков понимают ту истину, к которой мы пришли в результате обсуждения
дисциплины: мы должны обладать чем-то или достичь чего-то, прежде чем отречься
от этого, не потеряв своей самостоятельности и жизненности.
Ребенок, не скованный границами эго, может соприкасаться с реальностью более
тесно, чем его родители, но он не способен выжить без родительского ухода, как
не способен и передать свою мудрость.
Путь к святости лежит через взрослость.
Не существует быстрых и легких дорог напрямик:
-
Границы эго должны быть укреплены, прежде чем можно будет
говорить об их ослаблении.
-
Личность должна определиться, прежде чем можно будет выйти
за ее пределы. Необходимо найти свое Я, чтобы иметь возможность потерять его.
Временное освобождение от границ эго, связанное с влюбленностью, сексуальным
наслаждением или употреблением некоторых психоактивных веществ, может дать нам
мимолетное представление о нирване, но не саму нирвану.
В этом и заключается одно из главных положений этой книги:
нирвана, или длительное просветление, и подлинное духовное развитие могут быть
достигнуты только через постоянную практику реальной любви.
Таким образом, временная потеря границ эго в состоянии влюбленности или
при половом акте не только ведет нас к принятию на себя обязательств по отношению
к другому человеку (с чего может начаться и истинная любовь), но также дает нам
предвкушение, а следовательно, и стремление к более длительному мистическому экстазу,
который мы можем обрести, прожив жизнь в любви.
Поэтому, хотя влюбленность как таковая и не является самой
любовью, она составляет некую часть великой и таинственной системы любви.
|