Неразумная отдача и губительное воспитание могут быть обусловлены множеством
причин, но у них есть один неизменный общий признак:
"дающий" под
маской любви фактически удовлетворяет собственные
потребности, независимо от духовных потребностей "принимающего".
|
Один министр с большой неохотой пришел ко мне по поводу того, что его жена
страдает хроническими депрессиями, а оба сына исключены из колледжа и теперь сидят
дома и тоже принимают психиатрическую помощь. Несмотря на то что вся семья "больна",
он никак не мог взять в голову, что, быть может, и он как-то причастен к их болезни.
"Я делаю все, что в моих силах, чтобы помочь им в их проблемах, –
рассказывал он. – Нет такой минуты, когда бы я не думал о них". Анализ
ситуации показал, что этот человек действительно работает без устали, чтобы удовлетворить
потребности жены и детей. Он купил сыновьям по новому автомобилю и оплатил страховку,
хотя и чувствовал, что мальчикам следовало бы прилагать немного больше усилий
и самим держаться на ногах. Каждую субботу он возил жену в центр города, в оперу
или театр, хотя сам терпеть не мог городскую сутолоку, а опера нагоняла на него
смертельную скуку. При всей занятости по службе он почти все свободное время проводил
дома, убирая за женой и сыновьями, которые совершенно пренебрегали уборкой дома.
"Неужели вы не устаете, так выкладываясь ради них все время?"
– спросил я. "Конечно, устаю, – отвечал он. – Но что мне делать?
Я люблю их, жалею, я не могу не заботиться о них. Я никогда не позволю себе сидеть
в стороне, видя, что им плохо, что у них что-то не так. Может быть, я не идеальный
муж, но я, по меньшей мере, люблю их и постоянно о них забочусь".
Выяснилось интересное обстоятельство: его отец, блестящий ученый, завоевавший
себе всеобщее признание, в то же время был изрядным пьяницей и волокитой; семью
свою он забросил и совсем не интересовался ею. Постепенно мой пациент начал понимать,
что еще в детстве определилась его участь: ему суждено быть настолько непохожим
на отца, насколько это вообще возможно; быть настолько же добрым и внимательным,
насколько его отец был безразличным и бессердечным. Еще некоторое время спустя
он смог осознать и то, что уже давно делает ставку на имидж доброго, любящего
человека и что большинство его действий и поступков, включая карьеру в министерстве,
направлены на укрепление этого имиджа. Значительно труднее ему было понять,
до какой степени он "инфантилизировал" свою семью. Он постоянно называл
жену "котенком", а великовозрастных, рослых сыновей "малышами".
"А как же еще мне себя вести? – защищался он. – Возможно, моя любовь
возникла как реакция на поведение отца, но ведь не значит же это, что мне нужно
перестать любить и превратиться в негодяя!"
Мне буквально пришлось учить его, что любовь – не только не простая, но,
наоборот, очень сложная деятельность, требующая участия всего его существа – и
ума, и сердца. Из-за стремления быть во всем непохожим на отца он не смог
разработать гибкую, подвижную систему реализации своей любви.
Ему необходимо было усвоить, что:
-
запретить в нужный момент означает больше сочувствия, чем
разрешить в неподходящий момент;
-
укреплять независимость человека – это настоящая любовь
в отличие от заботы о человеке, который мог бы и сам о себе позаботиться.
Он должен был учиться и тому, что:
-
выражение его собственных потребностей, ожиданий,
досады и злости точно так же необходимо для душевного здоровья семьи, как и его
самопожертвование,
-
и поэтому любовь должна проявляться в конфронтации не меньше,
чем в блаженном согласии.
Осознавая постепенно, в какой инфантилизм он вверг семью, министр сам начал
меняться:
-
Вначале он перестал подбирать мусор за домочадцами
и не скрывать своей досады по поводу того, что сыновья не участвуют в уборке дома.
-
Затем он отказался платить страховку за автомобили сыновей,
заявив, что если они желают ездить, то должны сами позаботиться об оплате.
-
А жене он предложил выбираться в оперу без него.
Затевая все эти перемены, он:
-
рисковал приобрести репутацию "плохого"
и
-
терял свое былое всемогущество как лидер, удовлетворяющий
все нужды семьи.
Но, несмотря на то что его прежнее поведение почти целиком диктовалось поддержанием
собственного имиджа "любящего отца", в глубине души он
сохранял способность к настоящей любви – и это дало ему силы осуществить
перемены в самом себе.
И жена, и сыновья к переменам отнеслись вначале враждебно. Но через
некоторое время один сын возобновил учебу в колледже, а другой нашел более серьезную
работу, позволившую ему вскоре купить себе квартиру. Жена тоже со временем оценила
свою независимость и нашла собственный путь развития. Министр стал работать заметно
эффективнее, а на его жизнерадостную супругу было приятно посмотреть.
Заблудившееся чувство любви министра граничило с еще более серьезным извращением
любви – мазохизмом.
Неспециалист обычно ассоциирует садизм и мазохизм с чисто сексуальной деятельностью,
трактуя их как сексуальное наслаждение от причиненной партнеру или, соответственно,
партнером боли. Фактически, истинный сексуальный садомазохизм является достаточно
редкой формой психической патологии.
Несравненно чаще встречается и, в конечном итоге, приносит больше вреда
садомазохизм социальный: в сфере межличностных несексуальных
отношений люди неосознанно стремятся причинить друг другу страдание – или стать
страдающей жертвой.
В качестве примера я приведу рассказ о женщине, которая обратилась за психиатрической
помощью по поводу депрессии, развившейся после ухода мужа.
Она начала с бесконечного повествования о плохом муже: он плохо с ней обращался,
он не уделял ей внимания, у него было много любовниц, он транжирил деньги, предназначенные
на пропитание, он уходил из дому, когда ему хотелось, и пропадал целыми днями
неизвестно где, он приходил домой пьяный и избивал ее, а вот теперь он бросил
ее с детьми, да еще в самый канун Рождества! Неопытный врач, выслушав печальную
повесть, немедленно проникается сочувствием к "бедной женщине""
но очень скоро сочувствие испаряется под натиском дальнейших фактов. Первым делом
выясняется, что "плохое обращение" длится уже двадцать лет и что за
этот период бедная женщина дважды разводилась и дважды снова выходила замуж за
своего жестокого мужа, не считая бесчисленных размолвок и примирений.
Месяц или два психиатр работает с этой женщиной, стараясь помочь ей обрести
независимость; все идет хорошо, женщина радуется спокойной жизни без мужа... И
вдруг все начинается сначала: в один прекрасный день она вбегает в кабинет с радостным
сообщением, что Генри вернулся. "Позавчера вечером он позвонил мне и сказал,
что хочет меня видеть, и мы встретились. Он умолял меня, чтобы я разрешила ему
вернуться; и действительно, он как-то заметно изменился. Я приняла его".
Когда врач заметил ей, что все это – явное повторение старого сценария, от которого,
как они уже убедились, ничего хорошего ожидать не приходится, женщина сказала:
"Но я люблю его. Не станете же вы запрещать любовь?" Попытка
врача досконально разобраться в характере этой "любви"
заканчивается тем, что пациентка отказывается от дальнейшего лечения.
Что происходит в этом случае? Пытаясь понять случившееся, психотерапевт вспоминает
явное злорадство, смакование, с которым женщина излагала длинную историю жестокости
и несправедливости со стороны мужа. И тут странная мысль приходит в голову врача:
а что, если эта женщина терпит жестокость и грубость мужа, даже сама вызывает
ее ради единственного удовольствия – рассказывать об этом.
Но что же это за удовольствие, откуда оно берется? Врач вспоминает взволнованное
лицо "праведницы". Не может ли быть, что превыше всего в жизни эта
женщина ценит чувство морального превосходства и ради этого чувства готова терпеть
несправедливость, даже ищет ее?
Да, именно такова природа этого поведения:
-
Позволяя унижать себя, женщина чувствует собственное превосходство.
-
В конце концов, она даже может испытывать садистское удовлетворение
оттого, что муж молит ее о прощении: вот он, час торжества, когда она величественно
решает, позволить или не позволить ему вернуться.
-
Это час ее возмездия.
При анализе жизни такой женщины оказывается, что она пережила много унижений
в детстве. В результате она ищет реванша в чувстве морального превосходства,
а это требует дальнейших унижений и дурного обращения.
Если мир обращается с нами хорошо, у нас не возникает желания мстить миру.
Если же месть составляет цель нашей жизни, то нам необходимо выискивать все те
случаи, когда мир обращается с нами плохо, и таким образом оправдывать нашу цель.
Мазохисты рассматривают свое подчинение дурному обращению как любовь, а
на самом деле это неутолимая жажда мести и, в первоисточнике, ненависть.
Исследование мазохизма развенчивает еще один популярный миф – о
любви как самопожертвовании
-
Именно это недоразумение позволяло нашей мазохистке считать
самопожертвованием свою терпимость к дурному обращению; полагая, что это любовь,
она никак не могла осознать свою ненависть.
-
Министр тоже считал свое самоотверженное поведение любовью,
хотя на самом деле оно было мотивировано не нуждами семьи, а его собственной
потребностью укреплять свой имидж любящего. На начальной стадии лечения он
постоянно рассказывал о том, как он "все делал" для жены и детей, и
хотелось верить, что сам он не извлекал из этого никакой пользы для себя. Но
на самом деле – извлекал!
Всякий раз, когда мы, как нам кажется, делаем что-то для кого-то, мы некоторым
образом снимаем с себя ответственность.
Что бы мы ни делали, мы делаем это по собственному выбору, а выбор этот мы
делаем потому, что он максимально удовлетворяет нас.
Что бы мы ни делали для кого-то другого,
мы делаем это для удовлетворения какой-то собственной
потребности. |
Если родители говорят своим детям: "Вы должны быть благодарны за все,
что мы для вас сделали", то этим родителям безусловно недостает любви.
Тот, кто действительно любит, знает, какая это радость – любить.
Когда мы действительно любим, то делаем это потому, что хотим любить.
Мы имеем детей потому, что хотим их иметь, и если мы их любим как родители, то
лишь потому, что хотим быть любящими родителями.
Это правда, что любовь приводит к изменению Я, но это скорее расширение
Я, а не его жертвование.
Мы еще будем говорить о том, что любовь – это самовосполняющая деятельность.
На самом деле она представляет собой нечто большее:
- она расширяет, а не уменьшает душу;
- она не исчерпывает, а наполняет личность.
В истинном смысле любовь столь же эгоистична, как и не-любовь.
Здесь все тот же парадокс: любовь одновременно и
эгоистична, и неэгоистична.
Не в эгоистичности отличие любви от не-любви: все
дело в цели деятельности:
|