<<<4.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОДАТИ>>>
До сих пор в этой главе я описывал разнообразные явления, у которых есть такие
общие черты:
они питают – поддерживают, защищают, укрепляют – человеческую жизнь и духовное
развитие;
механизм их действия либо не совсем понятен (как в случае физической сопротивляемости
болезням и сновидений), либо совсем непонятен (как в случае паранормальных явлений)
в рамках естественных законов, интерпретируемых современным научным мышлением;
в жизни человечества эти явления существенно универсальны, обычны, протекают
рутинно и возникают часто;
хотя потенциально они подвержены влиянию человеческого сознания, их начало
таится за пределами сознательной воли и вне процессов сознательной выработки решений.
Хотя эти явления обычно рассматриваются как отдельные, я пришел к убеждению, что
их всеобщность указывает на некий единый феномен, частью и проявлениями которого
они выступают: это некая могучая сила, начало которой лежит вне пределов человеческого
сознания и которая питает духовный рост человеческих существ. Ибо за сотни, за
тысячи лет до научного осмысления таких вещей, как иммуноглобулины, состояние
сна, бессознательное, эту силу неизменно признавали религиозные люди; они назвали
ее благодатью. Они пели ей хвалу: "Удивительная благодать, как сладки звуки..."
Что же нам делать – нам, здравомыслящим скептикам с научной ориентацией ума,
– что делать нам с этой "могучей силой, начало которой лежит вне пределов
человеческого сознания и которая питает духовный рост человеческих существ"?
Мы не можем осязать эту силу. У нас нет подобающего способа измерить ее. И все
же она существует. Она реальна. Продолжать ли нам пользоваться нашим туннельным
видением и игнорировать ее только потому, что она не укладывается в традиционные
научные представления естественных законов? Поступать так было бы рискованно.
Я считаю, что у нас нет надежды приблизиться к полному пониманию Космоса, места
человека в Космосе и, таким образом, к пониманию природы самого человечества,
если мы не введем в круг своих понятий феномен благодати.
Но мы не знаем даже, где находится эта сила. Мы сказали только, где ее нет:
в человеческом сознании. Тогда где же ее искать? Судя по некоторым из рассмотренных
нами явлений, таких, как сновидения, она заключена в бессознательном разуме человека.
Другие феномены, такие, как синхронность и счастливые случаи, указывают на существование
этой силы за пределами индивидуальности. Трудность локализации этой силы возникает
не просто потому, что мы ученые люди. Богословы, которые, конечно, приписывают
источник благодати Богу и убеждены, что это и есть любовь Бога, уже много столетий
испытывают ту же трудность локализации Бога. В теологии на этот счет существуют
две давние и противоположные традиции: одна из них, доктрина эманации, утверждает,
что благодать является эманацией Бога, исходит от Бога и изливается на людей;
другая, доктрина имманентности, видит благодать как имманентно исходящую от Бога
внутри человеческого существа.
Эта проблема – в данном случае совершенно парадоксальная проблема – возникает
как результат нашего желания в первую очередь локализовать все, о чем мы говорим
или думаем. У человеческих существ есть глубокая склонность все концептуализировать
в терминах дискретных сущностей. Весь мир мы воспринимаем как состоящий из таких
сущностей – кораблей, сапог, сургуча и других категорий. И стремимся понять всякий
феномен, помещая его в ту или иную категорию и называя соответствующей сущностью.
И эта сущность может принадлежать либо той, либо другой категории, но не обеим.
Корабль есть корабль, и никак не сапог. Я есть я, а вы есть вы. Я-сущность – это
моя личность, моя идентичность, а вы-сущность – это ваша личность; и мы будем
весьма расстроены, если наши личности каким-то образом будут перепутаны или смешаны.
Как мы уже отмечали, индуисты и буддисты считают наши восприятия дискретных сущностей
иллюзией, майей; и современные физики, работающие с теорией относительности, волнами-частицами,
электромагнетизмом и т.п., все больше убеждаются в ограниченности наших представлений
об отдельных сущностях. Но уйти от этих представлений нелегко. Наша склонность
к дискретному восприятию вынуждает нас локализовать понятия, даже такие понятия,
как Бог и благодать, и даже тогда, когда мы знаем, что эта наша склонность мешает
нам постичь эти понятия.
Я пытаюсь не мыслить индивидуума как совершенно отдельную сущность; и поскольку
мои интеллектуальные ограничения вынуждают меня думать (или писать) в терминах
сущностей, то я представляю себе границы индивидуума как существенно проницаемую
мембрану – так сказать, изгородь, а не стену; и через эту изгородь, сквозь нее
и под ней другие "сущности" могут проползать, вскарабкиваться, перепрыгивать.
Как наш сознательный разум всегда в какой-то мере доступен проникновению в него
нашего бессознательного, точно так же и наше бессознательное доступно для внешнего
"разума": он проникает в нас, хотя он не есть мы как сущность.
Научный язык двадцатого столетия далеко не так изящно и глубоко описывает проницаемые
мембраны, как религиозный язык четырнадцатого столетия – Дамы Джулиан, затворницы
из Норвича, 1393 г., – описывает отношения между благодатью и индивидуальной сущностью:
"Ибо подобно тому, как тело есть ткань, одетая в ткань, и плоть, одетая в
кожу, и кости, одетые в плоть, и сердце внутри всего этого, так и мы сами, душа,
и тело, и платье, укрыты в доброте Бога. И даже уютнее: ибо все названное изнашивается
и рассыпается прахом, но Доброта Бога всегда пребудет в полноте".*
* Revelation of Divine Love, Grace Warrack, ed. (New York:
British Book Centre, 1923), Chap. VI.
Как бы то ни было, независимо от нашего способа описания и локализации, описанные
"чудеса" показывают, что нашему развитию – как человеческих существ
– помогает некая сила, иная, чем наша сознательная воля. Для более глубокого понимания
природы этой силы нам, я считаю, следует рассмотреть еще одно чудо – процесс развития
всей жизни вообще, то, что мы называем эволюцией.
|